Интервью журнала «Технологии Мира» с руководителем исполнительной дирекции ТАР - Синицким Георгием Марковичем

Интервью журнала «Технологии Мира» с руководителем исполнительной дирекции ТАР - Синицким Георгием Марковичем


МЫ МНОГО, ЧТО МОЖЕМ

Тоннельная ассоциация России - это мощный интеллектуальный и технический потенциал


Синицкий Георгий Маркович

Георгий Маркович, расскажите, пожалуйста, о Вашей трудовой биографии?

Я закончил в 1959 г. Днепропетровский горный институт по специальности шахтостроитель. По распределению один год работал на шахтах Донбасса горным мастером. В 1960 г. вернулся в Москву и устроился в объединение «ГПР» СУ-18 на ту же должность - горный мастер, затем перевелся в СУ-19. Созданный в 30-е годы трест "Горнопроходческих работ» являлся единой организацией и объединял десятки специализированных управлений. Основной деятельностью была прокладка инженерной инфраструктуры города. Работая в СУ-19, на два года был командирован на Северный Урал на строительство подземных специальных объектов. По возвращении в объединение «ГПР», получив уже определенный опыт при возведении подземных сооружений, через некоторое время меня назначили на должность начальника производственно-технического отдела СУ-19, потом главным инженером, начальником СУ-19, начальником «ГПР-2». В 80-е годы прошлого столетия по решению ЦК и Совмина создали объединение «Горноспецстрой» с численностью около 9000 сотрудников, в функции которого входило возведение закрытых специальных объектов, по линии гражданской обороны в пределах Москвы и за кольцевой дорогой, несколько лет наш трест принимал участие в строительстве убежищ и в реализации других проектов. В 1986 г. за разработку и внедрение метода «стена в грунте», малоизвестный в то время в России, я стал Лауреатом государственной премии СССР. Вообще эта технология была разработана русскими инженерами еще до революции, но как часто у нас случается, сразу не востребовалась и со временем забылась и вновь возродилась в Италии. Считается, что именно эта страна является основоположницей метода «стена в грунте» и оборудования для него. Он начал активно использоваться в строительстве во всем мире и является одним из основных элементов возведения вертикальных выработок и котлованов. Когда произошла реорганизация в «Горноспецстрое», я стал руководителем ОАО «ГПР-2».

В 90-е годы началось потепление в нашей международной политике по отношению к западным государствам и нам объявили о том, что городу и области специализированные объекты уже не нужны, то, что построили, стали передавать в городское хозяйство. Московское правительство поставило другие задачи - требовалось развивать инфраструктуру города. В середине 90-х стало активно вестись строительство объектов городского назначения с применением новых технологий и материалов. Специалисты треста «ГПР-2» привлекались к работам по строительству подземных сооружений различного назначения, транспортных развязок, промышленных и административных объектов. В этот период я удостоился звания «Заслуженный строитель России», Один из немногих имею награды Русской Православной Церкви - орден«Сергия Радонежского» I степени и медаль «Сергия Радонежского» полученные из рук Патриарха Всея Руси Алексия II за участие в строительстве церквей "Святого Георгия Победоносца» на Поклонной горе и «Святого Сергия Радонежского» на Щелковском шоссе. Оба храма очень красивые и значимые. Патриархия являлась заказчиком этих объектов.

В этот период была создана компания ООО «Организатор», которая являлась техническим заказчиком города Москвы, во главе ее стоял опытный руководитель Г.И. Муравин, который пригласил меня на должность главного специалиста. Я принял это предложение, так как видел огромные перспективы развития строительной индустрии столицы, мне хотелось участвовать в реализации данных интересных многочисленных проектов. Это было время уникальных свершений в нашей сфере деятельности и большой ответственности. Возводились архисложные серьезные объекты, такие как Лефортовский тоннель, Кутузовская развязка, развязка на площади Гагарина, на улице Свобода и многое другое. Венцом стал Серебряноборский тоннель. Строили и подземные пешеходные переходы, занимались перекладкой инженерных коммуникаций.

С использованием какой техники и технологий строили сложные подземные объекты в «ГПР-2»?

Техническое оснащение компании в то время было на современном уровне. Это были щиты отечественного производства от 2 м до 4 м, специальный щит для технологии пресс-бетона диаметром 4,1 м. Интереснейший момент в моей практике, мы первые внедрили данную технологию, опередив метростроителей. Начали широко применять технологию «стена в грунте» приобретя оборудование немецкого производства фирмы «Бауер» и итальянского «Касагранде» и там же проходили обучение. Затем наши отечественные конструкторы сделали аналог с машины компании «Касагранде», на которой мы успешно производили работы. При строительстве проектов использовали технологии закрепления грунтов, первыми внедрили новую замораживающую станцию, автором которой являлся В.И. Ресин.

Она работала на новом хладореагенте. Мы первые проложили полиэтиленовые трубы разного сечения. Первая труба диаметром 1 м была применена при строительстве канализационного коллектора в районе Алтуфьевского шоссе"; когда велось развитие инженерной инфраструктуры Северо-Восточного округа Москвы. В то время трубы из такого материала не использовались и такого диаметра не производились. Для нас ее изготовили по специальному заказу в Казани на заводе «Оргсинтез». Проводили укрепление фундаментов зданий и сооружений и многое другое. В компании имелась другая специализированная техника и автотранспорт. Но кроме технической базы в «ГПР-2» всегда были профессиональные компетентные специалисты, именно благодаря таким людям выполнялись заказы любой сложности, находились новые неожиданные технологические решения. Так прошло более пятидесяти лет производственной деятельности.

Георгий Маркович, Ваша компания строила серьезные объекты отечественными тоннелепроходческими щитами, каково Ваше мнение об их работе и надо ли возрождать свое производство?

Шиты, которыми работали в "ГПР-2» проектировались в «ЦНИИ Подземмаш» и СКТБ «Мосинжстрой», изготавливались они на Ясиноватском заводе. Это были хорошие передовые машины для своего времени, мы на них даже устанавливали рекорды проходки. Одним из талантливых ведущих инженеров являлся Владимир Павлович Самойлов, внедряли его разработки. Боле того, мы были с ним дружны. Российские ТПК продавались за границу.

Был такой случай. Наша компания строила тоннели на глубине заложения 12 м для прокладки кабеля к возводимой в то время, Останкинской телебашне от улицы Яблочкова до улицы Королева тоннелепроходческим комплексом диаметром 2,56 м. Шли в очень сложных гидрогеологических условиях, применяли различные технологии вплоть до замораживания грунта. После завершения работ его продали в Японию. И когда я поехал туда приобретать новый щит диаметром 3,2 м с грунтопригрузом, то обнаружил, что он практически аналог нашего щита, только усовершенствованный.

Что касается возрождения производства у нас в России, считаю, что не надо изобретать велосипед, есть такие крупные производители как Herrenknecht AG, Lovat и другие. Если поднимать отечественное машиностроение, то возможно ТПК станут дешевле, но окупаемость придет не скоро. Нет желающих, финансировать такой проект. Над таким вопросом могут работать лишь люди болеющие душой за свое отечество и свое дело. Такой человек еще не нашелся.

Какие самые яркие моменты для Вас случились в вашей многолетней деятельности?

Таких моментов и ситуаций случилось много, Могу, не хвастаясь сообщить, что в период моего руководства «ГПР-2» пять раз подряд ежегодно с 1975 г. по 1980 г. завоевывало переходящее знамя ЦК ВЛКСМ Совмина. Имя компании навечно занесено в списки организаций на ВДНХ (ныне ВВЦ), которые достигли наилучших показателей, в том числе и за внедрение новых технологий и техники. Возможно, у моих приемников еще сохранилась «Рубиновая Звезда», на которой выгравировано «ГПР-2».

Я принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В июле 1986 г. по поручению Правительства Москвы был направлен туда в составе спец-треста СУ-29. Мы занимались возведением «стена в грунте», чтобы отсечь возможность попадания радиоактивного загрязнения в реку Припять. Мне пришлось трижды посещать место работ. Но ничего, пока, Слава Богу, жив-здоров. Было ли страшно? Дело в том, что эту аварию никто не понимал, известие о ней мы приняли очень спокойно. И даже когда прибыли туда в составе Генерального штаба Министерства обороны не возникло беспокойства. На Чернобыльской АЭС больше всего пострадали проходчики из Донбасса, которые проводили работы непосредственно под реактором 4-ого энергоблока и укладывали мощнейшее железобетонное днище №2 для поддержания основания после установки соркафага, чтобы не допустить провала. Только потом осознали, какое колоссальное по своим масштабам произошло экологическое загрязнение. До сих пор существует тридцатикилометровая зона отчуждения, хотя все защитные сооружения неоднократно оценивались международной комиссией.

Георгий Маркович, чья была инициатива пригласить Вас на должность руководителя Исполнительной дирекции ТАР?

Как я уже говорил, что работал в ООО «Организатор» на должности одного из заместителей по производству тоннелестроения, но с наступлением экономического кризиса объемы производства сократились. Уменьшилась загрузка на работе, просто читать газету в рабочее время и наблюдать, как другие сотрудники ничем не заняты я не смог. А так как я из заместителей был самый старший, то в 2009 г. решил уйти на покой, тем более, что стало пошаливать здоровье. Все же сказалась продолжительная работа под землей.

После происшедшей пертурбации в ТАР, связанной с болезнью моего предшественника Сергея Николаевича Власова, очень уважаемого мной человека, совершенно неожиданно, в июле этого года позвонил Александр Николаевич Левченко, который является Председателем Правления Тоннельной ассоциации России и предложил с ним встретиться. Приехав на встречу в офис ТАР увидел, что проходит расширенное заседание Правления ассоциации, там присутствовали члены из Питера, Москвы, Тулы, Урала. Мне сообщили о причине приглашения и единогласно проголосовали за мою кандидатуру, так я стал руководителем Исполнительной дирекции ТАР. Первой моей реакцией в тот момент очень хотелось задать им вопрос: «Ребята, кому из Вас я сделал что-то плохое?».

В последствие узнал, что мою кандидатуру предложил ректор Московского горного университета А. В. Корчак, у которого до этого состоялась беседа на данную тему с В.И. Ресиным. С первым заместителем мэра у меня давно сложились добрые отношения, еще в бытность нашей работы в должностях начальников управлений в строительных организациях. Так было принято решение о моем назначении и уже пять месяцев я занимаю эту должность.

         

За этот короткий период, что Вы успели сделать?

Во-первых, хочу сказать, что мне очень нравится коллектив. Он немногочисленный, но сплоченный. Мы достойно провели выставку «Подземный город 2010», которую посетили многие профессионалы нашей отрасли из разных регионов нашей страны. Успешно прошла научно-практическая конференция «Основные направления развития инновационных технологий при строительстве тоннелей и освоении подземного пространства крупных мегаполисов». Приятно было слышать положительные отзывы от наших и зарубежных специалистов о сделанных докладах. Занимаемся экспертной оценкой Кузнецовского тоннеля в Сибири, дорожных тоннелей в Сочи, привлекаем внимание Росавтодора к решению проблем транспортного строительства, нас понимают в Главэкспертизе России.

Сегодня активно занимаемся совместно с Олимпийским комитетом и Международной тоннельной ассоциацией подготовкой к конференции по передаче опыта российских тоннелестроителей. В Сочи ведется грандиозное уникальное строительство, в том числе и по тоннелям. Представители Комитета ежемесячно проводят оценку строительства, и именно они порекомендовали проведение данного мероприятия для зарубежных партнеров. Оно пройдет 7-10 февраля и хотя техника от них, а практический опыт будет от нас, пойдет обратная связь. Мы много, что можем. Руководство Международной Тоннельной ассоциации поддержало это предложение и сейчас мы разрабатываем программу до деталей. Предполагается очень серьезная встреча зарубежных и отечественных тоннелестроителей с интересными докладами. В этом вопросе нам помогают Д.Н. Козак заместитель председателя Правительства РФ, В.И. Якунин президент ОАО «РЖД», А.Н. Ткачев губернатор Краснодарского края, А.Н. Пахомов мэр Сочи. Забот много, а мне кажется, что нагрузка должна быть еще больше.

Какие задачи и перспективы стоят перед ассоциацией сегодня?

Это активное привлечение новых членов в Тоннельную ассоциацию как коллективных, так и индивидуальных. Максимальная популяризация новых технологий и техники, это в основном относится к нашим регионам, куда информация доходит не сразу и где не хватает специалистов. Разработка нормативных документов, так как техника и технологии меняются, и постоянно идет процесс развития. Через Минрегион создать и утвердить Нормативный свод правил и законов для автодорожных, железнодорожных, городских тоннелей, которые заменят устаревшие СНИПы. Подготовка и участие в ежегодном Международном конгрессе, который в 2011 г. пройдет в мае в Хельсинки.

Новый мэр С.С. Собянин поставил серьезную задачу по перспективам строительства метрополитена и Четвертому кольцу. Сейчас этим занимается институт Генплана Москвы, пересматривая ранее принятые решения. До недавнего времени проектные компании не могли проводить работы из-за отсутствия тендеров. Московским правительство акцент делается на метростроение, планируется строить 15 км в год, а это серьезная задача. Метро является своеобразным лицом города, хоть и подземным и там должна присутствовать своя красота и эстетика. Для этого проектировщикам требуется серьезная предпроектная подготовка. Если будут вестись работы в метростроении, то от нас потребуется оценка качества и технологий проектов, промышленной безопасности, противопожарной защиты тоннелей и других подземных сооружений, экспертные заключения технически-сложных объектов.

Планируем развивать наш журнал «Метро и тоннели», он должен стать более интересным по содержанию и активней распространяться.

Георгий Маркович, последний традиционный вопрос этой рубрики, Как Вы проводите свободное от работы время?

Свое свободное время, которого стало опять мало, я предпочитаю проводить в кругу семьи. Особенно счастлив, когда к нам приезжает моя внучка Сашенька - это самый любимый человек на Земле. Она учится в 7 классе, прекрасно рисует и хорошо знает английский язык. Иногда удается посетить любимый театр «Ленинского комсомола» и посмотреть постановку режиссера Марка Захарова. Когда-то я с удовольствием ходил в еще не снесенный Ю.М. Лужковым концертный зал «Россия». На даче летом помогаю жене в ее увлечении - заниматься разведением цветов, у нее шикарные клумбы, моя работа в этом конечно второстепенная, как говорится я на подхвате, где-то вскопать, что-то принести или унести. Равняю и стригу газоны, зимой убираю снег. И вроде занят, и в то же время хорошая физическая зарядка. С удовольствием езжу к друзьям на Селигер. Когда находился еще на пенсии, завел собаку, спаниеля по кличке Эниджой, очаровательного четвероного друга. Так, что особых увлечений у меня нет, я живу для своей семьи, своих близких.

19 декабря Георгию Марковичу Синицкому исполнилось 75 лет. Редакция журнала «Технологии Мира» сердечно поздравляет юбиляра с днем рождения и желает крепкого здоровья, благополучия и созидательного труда, внедряя передовые технологи, для развития подземного строительства. 

Маргарита Гинева, главный редактор журнала «Технологии Мира»