Большое количество российских тоннелей требует реконструкции: интервью Михаила Беленького

Большое количество российских тоннелей требует реконструкции: интервью Михаила Беленького

balenkoy.jpg

ИА REGNUM: Михаил Юрьевич, насколько российские технологии прокладки тоннелей конкурентоспособны по сравнению с западными?

Сегодня очень сложно разделить технологии по строительству тоннелей на отечественные и зарубежные, потому что, на мой взгляд, тоннелестроение — это международный бизнес, и сегодня невозможно построить ни одно серьезное тоннельное сооружение с использованием какой-то одной технологии. Взять, например, строительство Лефортовского тоннеля, которое недавно завершено в Москве. Его проектировали российские специалисты. Разработка технологий строительства и их реализация также осуществлялась российскими инженерами. При этом, в проекте использовался немецкий тоннелепроходческий комплекс с бентонитовым пригрузом забоя, сепарация грунтов осуществлялась с использованием разработок французских специалистов. Поэтому поставить резкую границу: это российские технологии, а это западные технологии — сегодня невозможно. Искусство современного тоннелестроения как раз заключается в том, чтобы использовать и правильно сочетать необходимые наработки, которые существуют в мире. Информация по современным разработкам, связанным с применением новых проектных решений, технологий, материалов, механизмов сегодня общедоступна. Очень активную работу в этом направлении проводит Тоннельная Ассоциация России, которая тесно связана с Международной Тоннельной Ассоциацией (ITA) и ведущими иностранными компаниями, работающими в данном направлении. Широкие возможности предоставляют средства современных коммуникаций и, прежде всего, интернет. Одними из основных направлений деятельности Международной Тоннельной Ассоциации, в которой я работаю членом Исполнительного Совета, является развитие своего Интернет-сайта www.ita-aites.org. Я очень рекомендую российским тоннельщикам чаще посещать этот сайт и уверяю, что там можно найти практически любую необходимую профессиональную информацию.

ИА REGNUM: Совет министров Крыма представил проект подземного железнодорожного тоннеля через Керченский пролив Крым — Кубань. Проект строительства из-за конфликта вокруг косы Тузла долго не поднимался. Какова ваша оценка проекта?

На мой взгляд, этот проект больше находится в политической плоскости, чем в технико-экономической. Безусловно, это очень крупный проект и его реализация, конечно, требует очень большой серьезной предварительной проработки, но прежде чем приступить к такой проработке, нужно иметь реальную заинтересованность России и Украины в его реализации. Нужно понимать, для каких целей и когда этот проект должен быть осуществлен. Главное ведь не построить тоннель, а понять, какой эффект он принесет. А это, прежде всего, связано с грузовыми и пассажирскими потоками, развитием торговых отношений между государствами. И только оценив эти показатели, оценив эффективность вложений в строительство, можно приступать к проработке технических аспектов проекта. Кстати, идея тоннельного пересечения Керченского пролива- не единственная, рассматривается так же вариант мостового пересечения.

ИА REGNUM: Как на данный момент можно оценить техническое состояние российских тоннелей? Все ли они получают необходимый технический уход? Какие наиболее проблемные точки на карте российских тоннелей?

Я не являюсь специалистом в области содержания тоннелей и оценки их технического состояния, но знаю, что тоннель — это очень сложное техническое сооружение, которое требует постоянного и очень внимательного ухода. Большое количество российских тоннелей требует реконструкции и на это требуется колоссальный объем финансовых ресурсов. На реконструкцию тоннелей выделяются средства, но я думаю эти инвестиции нужно серьезно увеличивать.

ИА REGNUM: Известно, что EUROTUNNEL под Ла-Маншем не принес прибыли ни управляющей компании, ни инвесторам. Что необходимо учитывать при разработке проектов, чтобы извлекалась экономическая выгода в приложении к России?

Этот вопрос созвучен с вопросом строительства тоннеля под Керченским проливом. Россиянам нужно очень внимательно подходить к оценке эффективности подобных проектов. Евротоннель — это очень серьезный и очень крупный проект, который был реализован мировым тоннельным сообществом. При его строительстве, конечно, учитывались все аспекты, и, конечно же, были применены все самые передовые технологии и разработки, но, видимо, результат, который мы видим сейчас, говорит, что в начале было не все учтено и что-то не учитывается сегодня. Вместе с тем, развитие экономики не стоит на месте, постоянно возрастают грузовые и пассажирские потоки, и со временем нагрузка на это сооружение будет увеличиваться и соответственно экономическая ситуация связанная с его эффективностью будет улучшаться.

Справка Тоннелей России:

Михаил Юрьевич Беленький

Коммерческий Директор ООО «Капиталстрой» Холдинга «Мост».

Академик Академии Транспорта

Почетный транспортный строитель

Член Исполнительного Совета Российской Тоннельной Ассоциации.
Член Исполнительного Совета Международной Тоннельной Ассоциации
Эксперт смешанной Российско-Турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Эксперт смешанной Российско-Индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Эксперт смешанной Российско-Израильской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Государственные награды

Медали «60 лет Вооруженных сил», «За строительство Байкало-Амурской магистрали»

Публикации

Доклад на международном конгрессе ITA в г. Штутгарте (Германия) по теме «Будущее в метростроении на территории г. Москвы». Макаров О.Н. Кошелев Ю.А. Беленький М.Ю.